Учебное оборудование
+7 (499) 201-87-02
Главная О компании Контакты info@uchmarket.ru Прайс-лист Помощь
Ваш заказ
Поиск товара  Найти   Мультипоиск...
Наименований: 0 руб.
Сумма: 0 руб.
  Каталог    Каталог-навигатор    Фото-навигатор    Экспресс-заказ    Быстрый заказ    
Каталог товаров
Собственное производство
Весь перечень
Дошкольное образование
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Начальная школа
Весь перечень
Средняя школа
Профтехобразование

Описание товара

Комплект дидактических карточек "Систематика и экология млекопитающих" (96 шт., цветные, ламинир.)

Код товара: 6294    Цена: 2036 руб.  Сумма:
0
руб.

Комплект дидактических карточек "Систематика и экология млекопитающих" (96 шт., цветные, ламинир.)

Комплектность

А) Планшеты по систематике

Планшет 1. Отряд Однопроходные / Отряд Сумчатые

1.Утконос
2.Австралийская ехидна
3.Шерстистая ехидна (Проехидна)
4.Коала
5.Короткошерстный вомбат
6.Виргинский опоссум

Планшет 2. Отряд Сумчатые (2)

1.Гигантский кускус
2.Сумчатый крот
3.Тасманийский дьявол
4.Кроличий бандикут
5.Карликовая сумчатая летяга
6.Крапчатая куница

Планшет 3. Отряд Зайцеобразные / Отряд Насекомоядные

1.Алтайская пищуха
2.Заяц-русак
3.Бурозубка короткохвостая
4.Обыкновенный еж
5.Обыкновенный крот
6.Русская выхухоль

Планшет 4. Отряд Грызуны

1.Обыкновенная белка
2.Тринадцатиполосный суслик
3.Обыкновенный бобр
4.Джунгарский хомяк
5.Норвежский лемминг
6.Капибара (Водосвинка)

Планшет 5. Отряд Грызуны (2)

1.Китайский цокор
2.Большой тушканчик
3.Гигантская летяга
4.Восточный бурундук
5.Песчаный слепыш
6.Южноафриканский дикобраз

Планшет 6. Отряд хищные. Сем. Кошачьи

1.Ягуар
2.Лев
3.Рысь
4.Каракал
5.Снежный барс
6.Тигр

Планшет 7. Отряд хищные. Сем. Собачьи

1.Волк
2.Обыкновенная лисица
3.Фенек
4.Песец
5.Гривистый волк
6.Енотовидная собака

Планшет 8. Отряд хищные. Сем. Куньи

1.Барсук
2.Росомаха
3.Горностай
4.Речная выдра
5.Соболь
6.Скунс

Планшет 9. Отряд хищные. Сем. Медвежьи / Сем. Енотовые

1.Бурый медведь
2.Белый медведь
3.Очковый медведь
4.Енот-полоскун
5.Гигантская панда
6.Малая панда
<>Планшет 10. Отряд Парнокопытные

1.Кабан
2.Бегемот (Гиппопотам)
3.Жираф
4.Северный олень (Карибу)
5.Овцебык
6.Снежный баран

Планшет 11. Отряд Непарнокопытные / Отряд Рукокрылые

1.Носорог белый
2.Тапир чепрачный
3.Лошадь Пржевальского
4.Крылан Франке
5.Африканский ложный вампир
6.Голоспинный листонос

Планшет 12. Отряд Мозоленогие / Отряд Хоботные

1.Одногорбый верблюд (дромедар)
2.Двугорбый верблюд (бактриан)
3.Лама-викунья
4.Альпака
5.Индийский слон
6.Африканский слон

Планшет 13. Отряд Китообразные

1.Косатка
2.Белобочка
3.Синий кит
4.Кашалот
5.Нарвал
6.Белуха

Планшет 14. Отр Ластоногие

1.Северный морской слон
2.Длинномордый тюлень
3.Тюлень-монах
4.Северный морской котик
5.Сивуч
6.Морж

Планшет 15. Отряд приматы. Подотряд Низшие приматы (Полуобезьяны)

1.Кошачий лемур
2.Рыжий лемур
3.Лемур Вари
4.Индийская тупайа
5.Руконожка
6.Тонкий лори

Планшет 16. Отряд приматы. Подотряд Высшие приматы (Обезьяны)

1.Павиан Анубис
2.Мартышка Бразза
3.Рыжий ревун
4.Шимпанзе
5.Горилла
6.Орангутан
Б) Планшеты по экологии

Планшет 1. Наземные млекопитающие-обитатели леса, живущие на деревьях

1.Коала
2.Крапчатая куница
3.Обыкновенная белка
4.Бурундук
5.Гигантская панда
6.Соболь

Планшет 2. Наземные млекопитающие-обитатели леса, живущие на деревьях (2)

1.Лемур Вари
2.Индийская тупайа
3.Руконожка
4.Мартышка Бразза
5.Рыжий Ревун
6.Орангутан

Планшет 3. Млекопитающие наземно-древесной среды обитания

1.Павиан Анубис
2.Шимпанзе
3.Рыжий лемур
4.Тонкий лори
5.Малая панда
6.Виргинский опоссум

Планшет 4. Наземные млекопитающие-обитатели леса, живущие на поверхности почвы

1.Обыкновенная лисица
2.Обыкновенный еж
3.Волк
4.Австралийская ехидна
5.Бурый медведь
6.Очковый медведь

Планшет 5. Наземные млекопитающие-обитатели леса, живущие на поверхности почвы (2)

1.Горилла
2.Заяц-русак
3.Росомаха
4.Тигр
5.Рысь
6.Ягуар

Планшет 6. Наземные млекопитающие-обитатели леса, живущие на поверхности почвы (3)

1.Енот-полоскун
2.Скунс
3.Кабан
4.Чепрачный тапир
5.Индийский слон
6.Кошачий лемур

Планшет 7. Наземные млекопитающие- обитатели открытых пространств саванн и степей

1.Белый носорог
2.Гривистый волк
3.Жираф
4.Лошадь Пржевальского
5.Лев
6.Африканский слон

Планшет 8. Наземные млекопитающие- обитатели открытых пространств полупустынь и пустынь

1.Песчаный слепыш
2.Каракал
3.Одногорбый верблюд (дромедар)
4.Двугорбый верблюд (бактриан)
5.Фенек

Планшет 9. Наземные млекопитающие- обитатели открытых пространств тундры и арктических льдов

1.Норвежский лемминг
2.Песец
3.Белый медведь
4.Горностай
5.Овцебык
6.Северный олень

Планшет 10. Наземные млекопитающие- обитатели высокогорий

1.Алтайская пищуха
2.Джунгарский хомяк
3.Снежный барс
4.Снежный баран
5.Лама-гуанако
6.Альпака

Планшет 11. Обитатели суши, частично связанные с водной средой

1.Утконос
2.Русская выхухоль
3.Обыкновенный бобр
4.Капибара (водосвинка)
5.Речная выдра
6.Бегемот (гиппопотам)

Планшет 12. Обитатели морей и океанов, частично связанный с наземной средой

1.Морской слон
2.Ддинномордый тюлень
3.Тюлень-монах
4.Северный морской котик
5.Сивуч
6.Морж

Планшет 13. Млекопитающие, полностью связанные с водной средой

1.Косатка
2.Белобочка
3.Синий кит
4.Кашалот
5.Нарвал
6.Белуха

Планшет 14. Млекопитающие, способные к полету и планированию

1.Крылан Франке
2.Очковый листонос
3.Ложный вампир
3.Гигантский кускус
4.Карликовая сумчатая летяга
5.Гигантская летяга

Планшет 15. Обитатели почвы

1.Сумчатый крот
2.Обыкновенная землеройка
3.Обыкновенный крот
4.Песчаный слепыш
5.Китайский цокор

Планшет 16. Наземные млекопитающие - обитатели леса, живущие в норах

1.Барсук
2.Короткошерстный вомбат
3.Тринадцатиполосный суслик
4.Кроличий бандикут
5.Южноафриканский дикобраз
6.Койот

Общее описание и рекомендации по использованию

Данное наглядно-дидактическое пособие представляет собой комплект из 96 карточек с изображениями млекопитающих и 32 планшетов для их размещения по систематическим (16 планшетов) и экологическим (16 планшетов) группам. В комплект включены млекопитающие, ознакомление с которыми предусмотрено разделом “Животные” школьного курса биологии. Перечень представленных в пособии систематических и экологических групп в целом соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования, Примерной программе по биологии для средней (полной) школы и действующим учебникам, рекомендованным МО РФ.

Использовать данное пособие можно в качестве изобразительного плоскостного средства обучения на этапе организации закрепления и проверки знаний учащихся по теме: “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие”. На уроках или во внеклассной работе применять данное пособие целесообразно в форме хорошо всем известной игры в лото, т.е. планшеты с названиями систематических или экологических групп млекопитающих учащиеся должны закрывать карточками с соответствующими этим группам изображениями млекопитающих. Количество планшетов отражает перечень основных изучаемых в школьном курсе систематических групп млекопитающих. На карточках изображены виды, с которыми учащиеся встречаются в школьных учебниках, учебных и научно-популярных видеофильмах, дополнительной литературе, на экскурсиях и в музеях, зоопарках и т.п. Количество карточек с млекопитающими, которых учащимся предстоит узнать и правильно разместить на планшетах, обозначающих систематические и экологические группы зверей, строго соответствует количеству клеток на них.

При подготовке к игре листы с карточками необходимо сложить стопкой картинками вверх на столе учителя. Для удобства использования и проверки правильности выполнения учащимися заданий игры, как на лицевой стороне, так и на обороте каждой карточки написано название изображенного на ней млекопитающего. Проводить игру целесообразно в командах по 4-5 человек, каждой из которой выдается по жеребьевке 2-3 планшета. Обе игры - “Систематические группы млекопитающих” и “Экологические группы млекопитающих”, можно проводить как по отдельности, так и вместе, в зависимости от целей и задач конкретного урока или внеклассного мероприятия. Учащихся перед игрой необходимо заранее предупредить о ее проведении, чтобы они смогли к ней хорошо подготовиться. Иначе дидактическая результативность игры будет невысокой.

Ход игры заключается в следующем:

1. На первом этапе учитель из стопки тщательно перемешанных карточек с изображениями млекопитающих животных достает одну и предлагает ее вниманию играющих команд. Те игроки, которым данная карточка нужна для того, чтобы закрыть ее одну из клеток соответствующего планшета, поднимают руку. Карточка отдается команде, участники которой первой подняли руки. Учащиеся размещают карточку на планшете. Учитель показывает учащимся вторую карточку, снова поднимаются руки, закрываются карточкой следующая клетка планшета и т.д. Победителем в игре считается та команда, которая первой закрыла все клеточки своих планшетов, причем сделали это верно. Правильность выполнения заданий проверяется учителем и самими учащимися, которые могут посмотреть название изображенное на карточке животного и в случае необходимости сверить его со списком, приведенным в методическом руководстве.

2. На втором этапе всем командам, своевременно закрывшим карточками все планшеты, предлагается дополнительно ответить на вопросы и выполнить задания, которые учитель заранее пишет на доске или раздает игрокам на отдельных листах. Желательно в этой работе использовать вопросы и задания, направленные на выявление по изображениям млекопитающих особенностей их строения и жизнедеятельности. Можно придумать вопросы и задания не только к отдельным карточкам, но к целым планшетам по систематическим и экологическим группам млекопитающих. Уровень вопросов и заданий зависит от подготовленности учащихся, от целей и задач урока. Целесообразно включать вопросы и задания как репродуктивного, так и конструктивного уровней усвоения знаний. В качестве помощи учителю в данном пособии приведена информация о строении, жизнедеятельности, местах обитания и образе жизни млекопитающих различных систематических и экологических групп. Ее можно использовать для разработки таких вопросов и заданий. Как примеры даны вопросы и задания по систематическим и экологическим группам млекопитающих и по отдельным представителям.

3. На третьем этапе игры подводятся ее итоги. В форме беседы обсуждаются достигнутые результаты, выставляются оценки за работу на первом и втором этапах. Тем командам, которым не удалось полностью справиться с заданиями и вопросами, учитель вместе с классом оказывает помощь, исправляет допущенные ошибки и неточности.

Для закрепления полученных результатов и упрочнения знаний учащихся целесообразно провести дидактическую игру в зоологическое лото не один, а несколько раз, меняя для играющих команд планшеты, вопросы и задания к ним. В целях активизации познавательности деятельности учащихся возможна организация работы по самостоятельному составлению учащимися отдельных вопросов и заданий к карточкам и планшетам, на основе чтения ими дополнительной литературы, просмотра видеофильмов, посещения музеев, наблюдений за доступными млекопитающими в природе и в зоопарках.

Систематические группы млекопитающих

Класс Млекопитающие (Звери) делится на два подкласса и включает 19 отрядов, насчитывающих около 4000 видов. Наиболее примитивными из ныне живущих млекопитающих являются представители подкласса Первозвери, или Клоачные, входящие в отряд Однопроходные. Второй подкласс – Звери состоит из двух инфраклассов: Сумчатые и Высшие звери, или Плацентарные. К сумчатым относится один отряд с таким же названием, как и инфракласс. Большинство отрядов современных млекопитающих принадлежит к плацентарным. В систематической принадлежности тех или иных видов к подклассам, инфраклассам и отрядам учитываются строение зубной системы и пищеварительного тракта, наличие у самок развитой плаценты, матки или брюшной сумки, степень развитости коры больших полушарий головного мозга, особенности строения конечностей и костей плечевого и тазового поясов. Дополнительным признаком можно считать внешний вид животного, пропорции тела, особенности волосяного покрова, наличие роговых образований: когтей, ногтей, копыт, игл и т.п.

1. Отряд Однопроходные (планшет1)

  1. Утконос: Тело » 45, хвост » 18 см. Ареал: Австралия, Тасмания. Полуводное животное, хищник (поедает лягушек, мелких рачков). Конечности приспособлены как для плаванья, так и для рытья нор. В норе откладывает 2-3 эластичных яйца. На задних конечностях – ядовитые шпоры. Кожистый “клюв” – орган осязания, чувствителен к электрическим импульсам.
  2. Австралийская ехидна: Тело » 35-50, хвост » 10см. Ареал: Австралия, Тасмания, Новая Гвинея. Тело покрыто иглами и жесткими волосами. На конце голого хоботка – маленький рот. Насекомоядное (язык длинной » 15-18 см покрыт липкой слизью), конечности приспособлены для рытья (в случае опасности зарывается в землю, но не роет нор). Откладывает 1 яйцо, которое инкубируется 7-10 дней в кожистой складке.
  3. Шерстистая ехидна (проехидна): Тело » 50-70см., хвост рудиментарный. Ареал: Новая Гвинея. Игл среди жестких волос меньше, чем у австралийской ехидны, и они короче. Насекомоядное. Размножение - как у ехидны австралийской.

Вопросы и задания для учащихся:

  1. Какие черты строения млекопитающих отряда Однопроходных доказывают их примитивность?
  2. От какой группы позвоночных животных произошли первые млекопитающие? Существуют ли сейчас первозвери?
  3. * Почему представители отряда Однопроходных встречаются только в Австралии и на прилегающих к ней островах?
  4. Опишите внешний вид утконоса, ехидны и проехидны. Какой образ жизни ведут, чем и как питаются эти млекопитающие?
  5. Почему численность утконоса в фауне Австралии в настоящее время резко сократилась, а численность ехидны – нет?

2. Отряд Сумчатые (планшеты 1 и 2)

  1. Гигантский кускус: Тело » 30-50, хвост » 55см. Ареал: Восточная Австралия. Обитает высоко на деревьях, в дуплах. Поедает листья и молодые побеги. Способен планировать на расстояние до 100 метров. Рождает 1 детеныша, который проводит в сумке 4 месяца.
  2. Сумчатый крот: Тело » 9-18, хвост » 2см. Ареал: Юго-Западная Австралия. Глаза отсутствуют, совкообразные передние лапы приспособлены для передвижения в мягкой почве. Питается земляными червями и мелкими беспозвоночными. Особенности размножения не известны.
  3. Тасманийский дьявол: Тело » 50-80, хвост » 30см. Ареал: Сухие леса Тасмании. Обитает в берлогах под кучами камней. До недавнего времени это животное безжалостно истреблялось, так как фермеры считали, что оно убивает овец. В действительности падальщик, ведет ночной образ жизни. Приплод: до 4 детенышей, развивающихся в сумке 3,5 месяца.
  4. Кроличий бандикут: Тело » 20-55, хвост » 10-25см. Ареал: Леса Центральной и Юго-Западной Австралии. Роет норы глубиной до 2м и длинной 10м. Питается червями, личинками жуков, грибами. Потомство – 3 детеныша, в сумке проводят 2 месяца.
  5. Сумчатая летяга: Тело » 10-15, хвост » 15-20см. Ареал: Леса
  6. Восточной и Северной Австралии, Новая Гвинея. Питается соком, вытекающим из трещин в коре эвкалиптов и акаций. Живут в дуплах деревьев группами до 20 особей. Планирует на расстояние до 50м. Потомство 2-3 детеныша, покидают сумку через 3 месяца.

  7. Крапчатая куница: Тело » 30-40, хвост » 25 см. Ареал: Сухие леса Тасмании. Живут в дуплах и берлогах, Ночью охотятся на грызунов и птиц, из-за чего их практически полностью истребили владельцы птичников. Данный вид чрезвычайно плодовит, рождается до 18 детенышей, из которых половина погибает в ближайшие 2 суток. Первые недели своей жизни они проводят в сумке, а затем мать переносит их на спине. Самостоятельную жизнь начинают в возрасте 4 месяцев.
  8. Коала: Тело » 60-80см., хвост рудиментарный. Ареал: Сухие леса Восточной Австралии. Древесный образ жизни. Питается исключительно листьями некоторых видов эвкалиптов. Живут небольшими группами, состоящими из самца и его гарема. Самка приносит одного детеныша, который проводит в сумке 6 месяцев, затем перебирается на спину матери.
  9. Короткошерстный вомбат: Тело » 70см., хвост рудиментарный. Ареал: Леса Восточной Австралии. Роет норы глубиной до 2м и длинной 10м. Питается растительной пищей и насекомыми. Один детеныш, в сумке проводит около 3 месяцев.
  10. Виргинский опоссум: Тело » 30-50, хвост » 30-50см. Ареал: Юго-Восточная Канада, США, Никарагуа (Единственное сумчатое животное к северу от Мексики и крупнейший из опоссумов). Интересной особенностью поведения виргинского опоссума является то, что спасаясь от хищников он нередко притворяется мертвым. Обитает рядом с жильем человека, питаясь в мусорных кучах. Плодовит, может давать в год по 3 помета из 14 детенышей, из которых выживает только половина.

Вопросы и задания для учащихся:

  1. Какие черты строения характерны для млекопитающих отряда Сумчатых? Почему они так названы?
  2. Почему самки большинства видов сумчатых млекопитающих рождают, как правило, одного недоразвитого детеныша?
  3. Опишите внешний вид сумчатой летяги, коалы, вомбата, сумчатого крота, крапчатой куницы, виргинского опоссума и тасманийского дьявола. Какой образ жизни ведут, чем и как питаются эти млекопитающие?
  4. В переводе с языка австралийских аборигенов “коала” означает “никогда не пьет”. Каким же образом это сумчатое млекопитающее, внешне напоминающее плюшевого медвежонка, получает необходимую для себя воду?
  5. * Только в Австралии сумчатые млекопитающие образовали широкий ряд экологических групп: древесных, наземных, роющих, хищных и т.п. На других континентах сумчатые практически не встречаются, за исключением несколько полудревесных-полуназемных видов в Северной и Южной Америке. Объясните - почему?
  1. Отряд Зайцеобразные (планшет 3)
  1. Заяц-русак: Тело » 50-70, хвост » 8см. Ареал: Континентальная Европа, Север Ирана, завезен в Австралию, на Американский континент. Обитает на открытой местности, активен ночью, днем залегает среди растительности. Питается растительной пищей. В год может быть
  2. несколько пометов по 1-6 детенышей.

  3. Алтайская пищуха: Тело » 20-55см. Ареал: Сибирь, Монголия, Япония, Северный Китай. Обитает на скалистых склонах гор. Живут семьями в норах, растительноядные. За год несколько пометов по 2-5 детенышей.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Зайцеобразных ученые раньше объединяли с грызунами с один отряд, но затем выделили в отдельный. Какими признаками зайцеобразные отличаются от грызунов?
  2. Небольшим короткоухим и коротколапым зверькам отряда Зайцеобразных, распространенных в горных областях Евразия и Северной Америки ученые дали меткое название “пищухи” или “сеноставки”. Объясните, из-за чего эти зверьки получили такие названия?
  3. Зайцы и кролики обладают целым ряд общих признаков в строении и принадлежат к одному отряду. Однако человек одомашнил дикого кролика, а не зайца. Объясните – почему?
  4. Отряд Насекомоядные (планшет 3)
  1. Обыкновенный еж: Тело » 15-25, хвост » 1см. Ареал: Европа, Британия. Питается насекомыми. Мощный пояс мышц позволяет ежу сворачиваться в клубок а иглы, растущие на спине ежа, защищают его от хищников. Грудь и живот покрыты жесткой шерстью. Размножаются 1-2 раза в год, в помете до 5 ежат. На севере ареала зимой впадают в спячку.
  2. Обыкновенный крот: Тело » 10-15, хвост » 3см. Ареал: Европа, Восточная Азия. Питаются земляными червями, которых собирают в вырытых ими разветвленных коридорах. Коридоры роют с большой скоростью – 20м в сутки. В начале лета – помет (7 детенышей).
  3. Русская выхухоль: Тело » 15-20, хвост » 15-20см. Ареал: От Восточной Европы до центра Западной Азии. Обитает в воде. Перепончатые лапы с бахромой из жестких волосков, а также уплощенный хвост приспособлены для плаванья. Питается мелкими водными позвоночными и беспозвоночными животными.
  4. Короткохвостая бурозубка: Тело » 7-10, хвост » 3см. Ареал: Восток Северной Америки. Обитает во влажных и сухих лесах. Питается в основном насекомыми. В год до 3 пометов по 9 детенышей в каждом.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Опишите внешний вид млекопитающих отряда Насекомоядных. Почему все они имеют небольшие размеры тела и мордочку, вытянутую в подвижный хоботок?
  2. Какой образ жизни ведут, чем и как питаются еж, крот, выхухоль и бурозубка? Как связан внешний вид этих зверьков с их образом жизни?
  3. * Обыкновенный еж и обыкновенный крот относятся к одному отряду, но еж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в образе жизни этих млекопитающих?
  4. * За один день бурозубка съедает количество пищи в несколько раз превышающее вес ее собственного тела. Сердце ее сокращается с частотой более 200 ударов в минуту. Чем обусловлены такие высокие показатели жизнедеятельности этого млекопитающего, имеющего небольшие размеры тела?
  5. Почему все млекопитающие отряда Насемоядных имеют мелкие, как правило, однотипные и островершинные конические зубы?
  6. * Землеройки обычно активны круглый год, чередуя периоды сна и кормления. У них отмечается удивительное явление - зимой размеры их тела уменьшаются, а летом увеличиваются. Предложите возможное объяснение этого явления.
  7. * Лисица, охотясь летом на лесных мышей, иногда по ошибке убивает землеройку. Но, вот что интересно, никогда ее не съедает. С чем это может быть, на ваш взгляд, связано?

5. Отряд Грызуны (планшеты 4 и 5)

  1. Обыкновенная белка: Тело » 20-25, хвост » 15-20см. Ареал: от Европы до Китая, Корея, о.Хоккайдо (Япония). Обитает в лесах, питается плодами, семенами и грибами. В год два помета по 3 детеныша. Зимует и производит потомство в дуплах деревьев.
  2. Тринадцатиполосный суслик: Тело » 15-25, хвост » 10-15см. Ареал: Центр США, Центральная Канада. Обитает колониями в сухих травянистых сообществах, в норах. Питается семенами, плодами, орехами. Зимой впадают в спячку, летом производят около 12 слепых и беспомощных детенышей.
  3. Обыкновенный бобр: Тело » 75-130, хвост » 20-30см. Ареал: Европа, Россия, Китай. Обитает в лесных реках и озерах. Бобр хорошо приспособлен к водному образу жизни. Его плотный мех хорошо отталкивает воду, уши и ноздри под водой плотно закрываются, благодаря чему бобр способен пробыть под водой до 15 минут. Осенью бобры строят плотины и хатки, заготавливают пищу на зиму. Весной производят 2-4 детенышей.
  4. Джунгарский хомяк: Тело » 5-10, хвост рудиментарный. Ареал: Казахстан, Монголия, Северный Китай. Обитает в степях, на засушливых равнинах. Питается растительной пищей, семенами. Самки спариваются сразу после родов и рожают через 3 недели. В помете 2-6 детенышей.
  5. Норвежский лемминг: Тело » 10-15, хвост рудиментарный. Ареал: Скандинавский полуостров. Обитает в тундре. Питается растительной пищей (преимущественно мхами).За лето производит до 8 пометов по 6 детенышей. Раз в 3-4 года происходят вспышки численности леммингов.
  6. Капибара (водосвинка): Тело » 100-130, хвост рудиментарный. Ареал: от Панамы до Восточной Аргентины. Обитает в лесах, около водоемов. Питаются растениями, преимущественно водными. Хорошо плавают и ныряют, имеют перепонки на пальцах. Раз в год производят 2 детенышей.
  7. Китайский цокор: Тело » 15-30, хвост » 3-6см. Ареал: Китай (Провинции Сычуань и Хубей). Обитают в степях. Образ жизни подземный (роют землю мощными когтями передних лап. Наружное ухо отсутствует, глаза очень малы. Питается зерном, подземными частями растений. Весной рождается 2-5 детенышей.
  8. Большой тушканчик: Тело » 10-15, хвост » 15-20см. Ареал: от Украины на Восток до Китая. Обитает в степях и полупустынях. Питается семенами и насекомыми. В год 1-2 помета по 2-5 детенышей.
  9. Гигантская летяга: Тело » 40-50, хвост » 45-60см. Ареал: Индия и Южный Китай, Острова Шри-Ланка и Ява. Обитает в густых лесах. Способна планировать на расстояние около 400м. Активна ночью, питается орехами, фруктами, молодыми побегами. Живут как поодиночке, так и семейными группами. Особенности размножения до конца не изучены.
  10. Обыкновенный бурундук: Тело » 10-15, хвост » 10см. Ареал: Север Евразии (от 45-500с.ш.), недавно проник на Камчатку. На зиму впадают в спячку. Питаются семенами хвойных, ягодами. Раз в год (редко два) приносят по 4-10 детенышей.
  11. Песчаный слепыш: Тело » 15-35, хвост рудиментарный. Ареал: Северная Африка, Малая и передняя Азия. Туловище толстое, без шейного перехвата. Наружного уха и глазного отверстия нет, хрусталик редуцирован. Образ жизни подземный. Роют с помощью головы и крупных резцов. Питаются подземными частями растений. Весной рождается 2-4 детеныша.
  12. Южноафриканский дикобраз: Тело » 70-85, хвост рудиментарный. Ареал: Африка. Обитает в лесах и саваннах. Тело защищено длинными иглами. При помощи полых игл на хвосте в случае опасности издает предупреждающий треск. Питается растениями, корой, насекомыми. Дважды в год дают приплод по 2-4 детеныша.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Какие общие признаки характерны для млекопитающих отряда Грызунов?
  2. Какие места обитания населяют грызуны, изображенные на карточках?
  3. Грызуны – самый многочисленный отряд среди млекопитающих животных, представители которого встречаются во всех частях света в самой разнообразной жизненной обстановке. Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечили грызунам господствующее положение в фауне млекопитающих нашей планеты?
  4. Опишите внешний вид белки, бобра, слепыша и дикобраза. Какой образ жизни ведут, как и чем питаются эти млекопитающие?
  5. * Наружная поверхность резцов у грызунов образована твердой эмалью, а остальная часть более рыхлым дентином. Какое значение для жизни грызунов имеет такая особенность строения их зубов?
  6. Голый плоский чешуйчатый хвост этого зверя и водный образ жизни дали основание средневековым монахам причислить его к рыбам и включить в монастырское меню во время постов, когда скоромное есть не разрешалось. Что это за зверь?
  7. Число сосков, на которых открываются млечные железы, у самок грызунов может достигать более десяти, а у обезьян, коз, летучих мышей только двух. С чем связаны такие различия?
  8. Выберите из карточек изображения видов грызунов, которые считаются вредителями культурных растений и распространителями опасных заболеваний, например, чумы.
  9. Внешне этот грызун, населяющий леса Сибири и Восточной Европы, похож на белку, но в отличие от последней на зиму впадает в зимнюю спячку. Кто он?
  10. Этот грызун, обитатель побережий рек Южной Америке, самый крупный из мировой фауны. Он достигает длины более метра и веса 50-60 кг. Близкие его родственники одомашнены и содержатся в научных биологических лабораториях и даже дома. Кто этот грызун?

6.Отряд Хищные.

6.1.Семейство Кошачьи (планшет 6)

  1. Ягуар: Тело » 150-180, хвост » 70-90см. Ареал: Запад США, Север Мексики, Центральная и Южная Америка. Обитают в лесах и саваннах. Хорошо плавают и взбираются на деревья. Хищники. В помете 1-4 детеныша.
  2. Лев: Тело » 140-200, хвост » 70-100см. Ареал: Африка, Северо-Западная Индия. Обитают в открытых саваннах. Хищники. Живут прайдами (Три взрослых самца, несколько самок, детеныши). Размножаются в любое время года. В помете 1-6 детенышей (чаще 2-3).
  3. Рысь: Тело » 80-130, хвост » 4-8см. Ареал: Скандинавия, Европа, на восток до Сибири. Хищник. Весной приносит 2-3 детенышей.
  4. Каракал: Тело » 65-90, хвост » 20-30см. Ареал: Африка (кроме пояса влажных лесов), от Ближнего Востока до Северо-Западной Индии. Обитает на открытых равнинах, в саваннах, полупустынях. Ведет одиночный образ жизни. Хищник. В помете 2-3 детеныша.
  5. Снежный барс (ирбис): Тело » 120-150, хвост » 90см. Ареал: Пакистан, Афганистан, Гималаи, на Восток до Китая. Обитает на склонах гор, в горных лесах. Хищник. В зимние месяцы спускается с гор вслед за своей добычей: винторогими козлами и горными баранами. Ведет одиночный образ жизни. Весной у барса рождается 2-3 котенка.
  6. Тигр: Тело » 180-280, хвост » 90см. Ареал: От Сибири на Восток до Явы и Бали (на этих островах в настоящее время истреблен). Это крупнейшая из кошек планеты. Обитает в лесах. Хищник. В помете обычно 2-3 тигренка.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Какие общие признаки характерны для млекопитающих отряда Хищных? Чем кошачьи отличаются от других хищных млекопитающих?
  2. Опишите внешний вид ягуара, снежного барса, рыси и тигра. Какой образ жизни ведут, как и чем питаются эти млекопитающие?
  3. Известно, что кошачьи охотятся, подкарауливая добычу и стремительно бросаются на нее, редко преследуя. Какие особенности строения кошачьих обеспечивают такой способ охоты?
  4. * Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?
  5. * На теле кошачьих мало сальных и потовых желез, при виде добычи у них не выделяется слюна. Обоняние у кошачьих плохое, зато хорошо развиты слух и зрение. О чем говорят эти особенности?

6.Отряд Хищные.

6.2.Семейство Собачьи (планшет 7)

  1. Волк: Тело » 100-140, хвост » 30-50см. Ареал: Восточная Европа, на Восток до Ирана, вся территория России, Северные штаты США, Мексика, отдельные популяции в Испании и Италии. Обитает в лесах, лесостепях, степях и тундрах. Весной появляются 2-3 щенка.
  2. Обыкновенная лисица: Тело » 50-85, хвост » 30-55см. Ареал: Европа, Азия до Японии и Индокитая, Север США и Канада. Завезена в Австралию. Обитает в лесах, ближе к открытым пространствам. Роет норы. Преимущественно хищник, но осенью включает в рацион плоды и ягоды. В помете обычно 4 детеныша. В то время, когда самка выкармливает детенышей молоком, самец добывает пищу.
  3. Фенек: Тело » 35-40, хвост » 20см. Ареал: Северная Африка. Обитает в пустынях и полупустынях. Самая маленькая из лисиц. Роет норы в песке. Охотится ночью. Хищник, охотится на мелкую добычу. Весной рождаются 2-5 детенышей.
  4. Песец: Тело » 45-65, хвост » 35см. Ареал: Арктические районы Евразии и Северной Америки. Обитает в тундре и лесотундре.
  5. Гривистый волк: Тело » 120, хвост » 30см. Ареал: Южная Америка. Место обитания: луга, окраины болот. Ведет одиночный образ жизни. Активен ночью. Хищник, охотится на мелкую пищу (грызунов, птиц, лягушек), также поедает плоды, улиток. В помете до 5 детенышей.
  6. Енотовидная собака: Тело » 50-55, хвост » 15-20см. Ареал: Восточная Сибирь, Северо-Восточный Китай, Япония, Север Индокитая. Завезена в Восточную и Центральную Европу. Питается в основном грызунами, лягушками и рыбой. Также поедает желуди и плоды, подбирает падаль. В помете 6-8 щенков.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Какие общие признаки характерны для млекопитающих отряда Хищных? Чем собачьи отличаются от других хищных млекопитающих?
  2. Опишите внешний вид волка, лисицы и песца. Какой образ жизни ведут, как и чем питаются эти млекопитающие?
  3. * Собачьи – средних размеров хищные млекопитающие с пальцеходящими конечностями и невтяжными когтями, у них длинная вытянутая морда. О чем говорят эти особенности?
  4. Обыкновенная лисица, добывая пищу, поступает иногда так: валится на бок и лежит не шелохнувшись. Вороны и сороки приближаются и … становятся добычей хищницы. Объясните поведение лисицы и птиц.
  5. * Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются на остатках своей добычи. Такие же привычки часто проявляются и у домашних собак. Чем можно объяснить такое поведение волков и домашних собак?

6.Отряд Хищные.

6.3.Семейство Куньи (планшет 8)

Европейский барсук: Тело » 55-80, хвост » 10-20см. Ареал: От Европы до Японии и Южного Китая. Обитает в лесах. Барсуки живут семейными группами в больших норах с системой подземных переходов между помещениями и несколькими выходами. Питаются мелкими животными, дождевыми червями, плодами и клубнями. Весной рождается 2-4 детеныша.

  1. Росомаха: Тело » 65-85, хвост » 10-25см. Ареал: Сибирь, Скандинавия, Аляска, Запад США. Обитает в хвойных лесах и тундре. Хищник, способный убивать животных более крупных, чем он сам, также питается ягодами. Ведет одиночный образ жизни и обитает в норах. Может взбираться на деревья. В помете 2-3 детеныша.
  2. Горностай: Тело » 25-30, хвост » 18см. Ареал: Европа, Азия, Север США, Гренландия. Обитает в лесах и тундре. Охотится на грызунов и даже на кроликов, которые превосходят его по размерам. Поедает также птиц и их яйца, рыбу и насекомых. Весной появляются 3-7 детенышей.
  3. Речная выдра: Тело » 55-80, хвост » 30-50см. Ареал: Европа, Азия, Северная Африка. Обитают в реках и озерах Хорошо приспособлена к водному образу жизни: короткие лапы снабжены перепонками, мощный хвост играет роль весла. Густой мех обладает водоотталкивающими свойствами. Питается рыбой, лягушками, водной птицей. Активны ночью, днем прячутся в норах на речном берегу. Весной появляются 2-3 детеныша.
  4. Соболь: Тело » 40-45, хвост » 12-20см. Ареал: Сибирь, Япония (о.Хоккайдо). Обитает на земле и охотится на мелких млекопитающих и рыбу. Также поедает плоды, насекомых, мед. Приплод появляется в норе раз в год и насчитывает 2-3 детеныша.
  5. Скунс полосатый: Тело » 30-40, хвост » 20-25см. Ареал: От Канады до Севера Мексики. Ночное животное. Питается мышами, яйцами, плодами и падалью. Для защиты использует зловонный секрет анальных желез. Весной рождается 5-6 детенышей.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Какие общие признаки характерны для млекопитающих отряда Хищных? Чем куньи отличаются от других хищных млекопитающих?
  2. Опишите внешний вид барсука, выдры и горностая. Какой образ жизни ведут, как и чем питаются эти млекопитающие?
  3. * Куньи – мелких, реже средних размеров хищные млекопитающие с укороченными стопоходящими или полустопоходящими конечностями и гибким удлиненным телом. О чем говорят эти особенности строения?
  4. У всех куньих сильно развиты пахучие железы, расположенные у анального отверстия. Особенно отвратительным и стойким запахом отличается содержимое этих желез у одного североамериканского вида. Кто он?
  5. Это млекопитающее называют жемчужиной сибирской тайги. Еще в Киевской Руси шкурки его заменяли деньги. По стоимости его мех не уступает самому дорогому меху калана и шиншиллы. Кто он?

6.Отряд Хищные.

6.4.Семейство Медвежьи (планшет9)

  1. Белый медведь: Тело » 220-250, хвост » 8-12см. Ареал: Северный ледовитый океан до южных пределов распространения плавучих льдов. Обитает на побережье и ледовых полях. Хищник, питается рыбой, тюленями. Разоряет гнезда морских птиц. Раз в два года появляется потомство: 1-4 медвежат.
  2. Бурый медведь: Ареал: Тело » 180-250, хвост отсутствует. Ареал: Европа (от Скандинавии до Балкан), Россия, Азия, Аляска, Западная Канада. Обитает в лесах. Живут поодиночке или семейными группами, активны днем и ночью. Рацион зависит от места обитания. Питаются растениями, плодами, орехами, кореньями, медом, а также поедают рыбу, мелких зверей и падаль. Изредка задирают крупных парнокопытных. Зимой впадают в длительный сон (не являющийся настоящей спячкой). Весной рождаются 1-4 медвежонка, очень маленьких, слепых и голых.
  3. Очковый медведь: Тело » 150-180, хвост » 8см. Ареал: Южная Америка (Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла). Это единственный южноамериканский медведь. Обитает в лесах, саваннах и в горных районах. Питается в основном листьями, плодами и кореньями. Самка рождает до 3 детенышей.

Вопросы и задания для учащихся

  1. Какие общие признаки характерны для млекопитающих отряда Хищных? Чем медвежьи отличаются от других хищных млекопитающих?
  2. Опишите внешний вид белого, бурого и очкового медведя. Какой образ жизни ведут, как и чем питаются эти млекопитающие?
  3. * Белый медведь, питающийся в основном тюленями, активен круглый год, а бурый медведь, питающийся смешанной пищей с преобладанием растительной, залегает на зиму в берлогу. С чем связаны такие различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?
  4. * В самый разгар зимы медведица в берлоге рожает одного-двух медвежат величиной немногим больше новорожденного щенка. До весны,
Мультипоиск
По названиюПо коду
    

Copyright © 2006-2015 ООО "Атлас"
127106, Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 27
Тел./факс: +7 (499) 201-87-02
info@uchmarket.ru